Пятница, 22.06.2018, 11:55         

МКОУ Мараканская ООМШ

 
Полезные ссылки
Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Концепция воспитания 2

Очевидно, что в нашем регионе проблемы воспитания подрастающего поколения стоят достаточно остро.

Именно школа должна стать сосредоточением не только интеллектуальной, но и гражданской, духовной и культурной жизни обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Новые образовательные стандарты при  этом играют определяющую роль в формировании новой системы ценностей и ценностных ориентиров. Инновационность стандартов заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности.

В Послании Президента Федеральному Собранию (декабрь 2012) говорится о том, что «Школа не просто передаёт набор знаний... Качественное обучение без воспитания невозможно».

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Серьезные изменения в общественной и политической жизни, информатизация общества, смена идеологии мышления, бурно происходящие мировые процессы, от войн и террористических атак до процессов глобализации и многое всем нам знакомое «другое» есть фон,  платформа,  на которой рождаются, растут и формируются наши дети.

Ценностная инверсия привела к тому, что погоня за материальными благами, за престижным статусом сократили время и качество общения родителей с ребенком, нарастает дефицит ласки, душевного тепла и взаимного внимания. Взрослые становятся уязвимыми, неуверенными и эмоционально нестабильными и это не могут не чувствовать дети. Высокотехнологичные достижения, погруженность ребенка в виртуальный мир «уносит» его все дальше от родителей, погружая его в мир успеха любой ценой, мир агрессии и насилия. Информируемость детей при отсутствии опыта создает лишь иллюзию гиперразвития.

Изменились темпы развития ребенка,  психологические и физиологические особенности значительно отличаются от предшествующих поколений.

Среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, выделяется ориентация общества, и соответственно, детей на потребление, маргинализацию, рост девиаций, ограничение детской самостоятельности родителями. Итог – "омоложение" болезней, лечащихся антидепрессантами, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей. Появились дети, не желающие взрослеть. Исследования показали, что это происходит, из-за "наследования опыта семейных неудач", происходящего вследствие переживания детьми родительских проблем в семейной и профессиональной сферах, привнесенных в повседневный быт ребенка.

Изменились  «герои нашего времени». Идеалы стали либо виртуальными, либо недостижимо успешными. Все чаще происходит деление на «мажоров» и «отстой». Обычный стабильный «средний класс», из которого ранее рождались герои,  конечно, существует, но его никто не замечает, а он мечется в попытках или в боязни примкнуть к одному из лагерей.

Изменившийся мир, процессы демократизации и глобализации, открытость реальных и виртуальных границ трансформировали мировосприятие ребенка, который открыт для общества и мирового сообщества, куда он стремится.

 Значимыми изменениями у современных детей являются:

резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста; рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий;  снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий; значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений;

ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя; увеличение числа детей с эмоциональными проблемами; снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков; астенизация телосложения и снижение мышечной силы; рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья; увеличение численности одаренных детей.

Изменилась статусность самого ребенка, который осознает свою значимость и важность в современных жизненных процессах.  Современный ребенок требует постоянного внимания и завоевывает его всеми возможными способами – от каприза до суицида. Он будет настойчиво и уверенно отстаивать свое мнение, редко прислушиваясь, иногда попросту игнорируя мнение взрослых или вообще, действовать ва-банк вплоть до асоциального поведения, либо замкнется в себе, выражая протест.

К счастью, не все так печально и можно констатировать, что есть  крепкая,  здоровая «прослойка» детей с четким планом действий, богатым багажом знаний и умений,  которые уважают взрослых, ценят заслуги предков, которые гуманны, чисты, милосердны. Борясь за увеличение количества таких детей, новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Концепция воспитания детей Иркутской области разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании». В основе данной концепции лежат исходные положения, содержащиеся в « Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и ежегодных посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных организаций Иркутской области с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция определяет:

·        цели и задачи воспитания детей и молодежи Иркутской области в соответствии с национальным воспитательным идеалом;

·        систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального населения Иркутской области;

·        основные социально-педагогические условия и принципы воспитания обучающихся.

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

<Предыдущая страница>        <Следующая страница>