Пятница, 21.09.2018, 12:42         

МКОУ Мараканская ООМШ

 
Полезные ссылки
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Воспитательная концепция 6

1.      БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ

              ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Базовые ценности для отбора содержания воспитания обучающихся образовательных организаций Иркутской области определены в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом положения о том, что необходимо «ограничиться немногими очень обобщенно сформулированными группами ценностей, их восприятием и освоением в системе социализации и воспитания» (Н.Д.Никандров), в соответствии с особенностями развития школьников в регионе.

 Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

В Иркутской области определены базовые ценности в соответствии с особенностями региона, с учетом условий проживания и развития детей. Иркутская область является многонациональным, поликонфессиональным субъектом Российской Федерации. На территории Иркутской области проживают представители более ста национальностей. При этом в регионе в целом сохраняется уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных этнических сообществ.

В этом смысле Иркутский регион – уникальное цивилизационное явление, обладающее множественностью особенных характеристик. Это пространство взаимодействия и взаимовлияния этносов, религий, культур, которое  порождает новое интегральное сообщество граждан с конкретной системой ценностей, коммуникаций, включающей в себя религиозные,  традиционные, нормативные современные установки.

Базовыми ценностями в воспитании детей Иркутской области определены:

 

·         ЧЕЛОВЕК (патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода).

·         ОТЕЧЕСТВО (гражданская идентичность - гражданская активность, позитивное отношение к принадлежности, знания о принадлежности к данной социальной общности; традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания).

·         ЗНАНИЕ  (наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;  труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие).

·         ПРИРОДА — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

·         ЧЕЛОВЕЧЕСТВО - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

 

Система базовых ценностей, включающая ценности Человек, Отечество, Знание, Природа, Человечество, стойко укоренены в историческом, культурном наследии края, в его населении, в сибирской ментальности. Центральным компонентом ментальности людей является модель мира как комплекс традиций. В данном случае, это традиции, адаптированные к сибирским условиям в ходе «освоения» края.  История освоения Сибири – это источник многочисленных образцов нравственного, социального, гражданского поведения людей. Русские люди при­несли с собою в Сибирь традиционные занятия, уклад жизни, семейно-родственные отношения, народную педагогику, общинную организацию жизни, пра­вославную веру. Сибирская община - это прообраз гражданского общества с характерными укладами отно­шений. Полноправие членов общины, самоуправление, вер­ховенство норм права в рамках своего «общества», высочайшая требовательность общины к Человеку, а человека к себе, высокая активность в делах сообщества, коллегиальное утверж­дение решений при высоком уровне самостоятельности индивида были и условием, и следствием особенностей жизни сибиряков, где труд играл первостепенную роль. Для человека – «сибиряка» исторически характерны любовь к Родине, целостное восприятие мира, органическое единство человека и природы, этического и природного, морального и естественного, коллективное сознание, обусловленное суровостью и отдаленностью края.

Особое место в системе базовых ценностей занимает Отечество.

 Зарождаясь из привязанности к родным местам и людям, чувство любви к родине вырастает до понимания своей связи со страной.  Сибиряки ощущают себя россиянами, гражданами России, Великой страны. Характер и социокультурные особенности Отечества, отражающие уровень общественного развития народа, складываются во времени под влиянием человека, общества и культуры. Россия, Иркутская область имеют общее богатейшее культурное прошлое, свои духовные цен­ности и тысячелетние корни православия. И поэтому авангардная, элитарная культура современного региона, несомненно, базируется и живет во многом за счет глубоких корней народной культуры, духовная мощь народа, в свою очередь, базируется на совести, высокой нравственности, порядочности и всеотзывчивости.              

Сибиряков всегда отличали качества упорства в познании, настойчивости, твердости духа и смелости, предприимчивости. «На многие поступки, принципы и правила сибиряк смотрит гораздо свободнее, вольнее, смелее. Они жаждут новых впечатлений при монотонной замкнутости жизни. Часто можно видеть, как сибиряк, самый необразованный, расспрашивает о происхождении дождя, грома, землетрясения» ( А.П. Щапов). Мотивом познания для сибиряка часто выступало любопытство, стремление узнать все о непонятном объекте или явлении, - «смелая пытливая любознательность».

В процессе адаптации данное качество имело немаловажное значение в доскональном изучении окружающего мира в целях самосохранения. Благодаря этим чертам сибиряков в девятнадцатом столетии Иркутская область превратилась в один из духовных оплотов, очагов образования и культуры зауральских земель. Через Иркутскую губернию прошли и оставили здесь культурно-исторический след многие знаменитые люди страны. Протопоп Аввакум и святитель Иннокентий ( Кульчицкий ), Александр Радищев и Николай Чернышевский, Антон Чехов и Бенедикт Дыбовский.

К культурному наследию Иркутской области как источникам формирования у детей базовых ценностей Человек, Отечество, Природа, Знание, Человечество относятся памятники архитектуры, истории и культуры, отражающие многообразие культур и народов, населяющих Иркутскую область, среди которых выделяются исторически сложившиеся ансамбли. Иркутская земля сохранила редкие, только здесь встречающиеся памятники – древнюю церковь ХYII века, сторожевые башни. Иркутск обладает самым большим из городов Сибири массивом памятников деревянного зодчества. Только на Иркутской земле барочный стиль, впитав мотивы древнерусского зодчества и искусства местных народов, дал начало новому направлению – сибирскому барокко, занявшего свою нишу в истории русской архитектуры. Музеи, библиотеки Иркутской области хранят богатые археологические и этнографические коллекции, уникальные коллекции произведений искусств, памятники истории и природы, культурное богатство сибирского края. Произведения иркутских драматургов, писателей Константина Седых, Александра Вампилова, Марка Сергеева, Валентина Распутина пронизаны нравственным содержанием, любовью к своей малой родине, к своему Отечеству. В их трудах – великая заповедная «страна Сибирь», её история.

Неповторимость нашего края заключается в его уникальных природных особенностях.   Загадочная русская душа нашла свое отражение и полное взаимопроникновение с сибирской природой.

Иркутская область известна несметными природны­ми богатствами, лесными массивами, уникальными запасами пресной во­ды в оз. Байкал – жемчужине мирового значения.  Всего в Иркутской области несколько десятков объектов объявлены памятниками природы федерального значения. Богатые природные ресурсы, уникальные заповедные места Иркутского края всегда определяли высокий дух людей, умеющих ценить гармонию. Сохранить природу края – значит достичь гармонии с ней. В этом содержится огромный ресурс для благоприятного формирования экологического мировоззрения, экологического поведения и экологической культуры граждан.  Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия богатой сибирской природы через чувства.

Исторический и культурный контексты обращения к истокам ценностного кластера концепции воспитания детей и молодежи в Иркутской области  помогают выявить  скрытый  в её предметном бытии глубинный духовный смысл, говорящий о людях нашего региона, её создавших,  о характере творческой преобразовательной деятельности и их обращении с доставшимся им наследием – всё, в чём воплотился и «опредметился» духовный мир сибиряка, его психология и миросозерцание, его вкусы и идеалы, равно как и его умения, способы практических действий, уровень и характер мастерства. Воспитание на основе базовых ценностей становится значительным социокультурным заказом образовательным организациям Иркутской области.

Базовые ценности лежат в основе целостного пространства каждой образовательной организации, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. При этом учитывается, что каждый человек избирает определённый вид деятельности, определённую социальную роль для реализации своих способностей. Поиск вида деятельности, рода занятий, социальной роли, а также активное включение в творчески – преобразующую деятельность изменяет самого субъекта (он становится востребованным обществом) и окружающий мир. Отношения человека с окружающим миром складываются в соответствии с основными установками по самосовершенствованию, стремлению к актуализации, к коллективной жизни в труде на благо общества, к освоению социальных ролей посредством приобретения социального опыта. Целенаправленная социализация имеет своей целью – социализированную личность, способную адаптироваться в обществе, самосовершенствоваться, способную противостоять негативным моментам, а также находиться в гармонии с окружающим миром.

Система базовых ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей занимает ведущие позиции.

<Предыдущая страница>    <Следующая страница>